Меню

В процессе эксплуатации скв ежедневно контролируют по приборам

Эксплуатация систем кондиционирования воздуха

При обслуживании СКВ руко­водствуются фирменными инструк­циями, а также действующими Пра­вилами технической эксплуатации судовых систем, вентиляции и кон­диционирования воздуха. Система круглогодичного кондиционирования воздуха может работать в трех ре­жимах: летнем, зимнем и венти­ляции. СКВ из режима вентиляции в режим тепловлажностной обра­ботки воздуха переводят с учетом нагрева воздуха в вентиляторе и воздухопроводах конкретной дан­ной системы и при такой темпе­ратуре наружной) воздуха, чтобы в помещениях обеспечивались ком­фортные условия. Например, СКВ крупного пассажирского судна, в ко­торой нагрев воздуха в вентилято­ре и воздухопроводах достигает 7—10°С, переводят в летний режим уже при температуре наружного воз­духа 14—15°С; в то же время такая система переводится в зимний режим при относительно низких температу­рах атмосферного воздуха.

В летний режим СКВ следует вводить в следующем порядке:

подготовить к пуску холодиль­ную установку. Отметим, что эксплуатация холодильных установок СКВ (пуск, обслуживание, остановка и др.) осуществляется в точном соответствии с Правилами техниче­ской эксплуатации судовых холо­дильных установок и заводской ин­струкцией; проверить положение воздушных заслонок; включить в работу вытяжные системы вентиляции, параллельная работа которых предусмотрена ра­бочей инструкцией при пуске СКВ; запускают вентилятор кондицио­нера. Если компрессор снабжен картерным электронагревателем, вклю­чить его за 1 ч до пуска компрес­сора. Поясним, для чего это необ­ходимо. После остановки компрес­сора температура в картере ввиду охлаждения греющихся деталей по­степенно снижается. Это вызывает весьма интенсивное насыщение мас­ла хладоном, в результате чего уро­вень раствора в картере повышает­ся из-за образования пены по всему объему раствора. Вследствие этого при пуске компрессора создается реальная опасность срыва всасы­вания масляного насоса и сраба­тывания реле контроля смазки на аварийное отключение компрессора. Своевременное включение картерного подогревателя обеспечивает по­вышение температуры в картере бездействующего компрессора до 20—25°С, в результате чего проис­ходят возгонка хладона из масла и последующий нормальный пуск компрессора. Применяются также постоянно действующие грелки, при­чем в период работы компрессора их влияние на температуру масла очень невелико (повышение темпе­ратуры из-за работы грелки не более 1 °С), а во время стоянки машины такая грелка мощностью около 100 Вт обеспечивает нужный небольшой нагрев картера. При отсутствии картерного подогрева­теля во время длительной стоянки компрессора нагнетательный и вса­сывающий запорные вентили ком­прессора следует держать закрытыми, так как в результате воз­можных пропусков и повышения дав­ления в картере взаимная раство­римость масла увеличивается, что приводит к еще большему взбуханию масла.

Пуск холодильного компрессора производится с открытым нагре­вательным и закрытым всасываю­щим вентилями. Включив компрес­сор, следует медленно и осторожно открывать всасывающий вентиль компрессора. В случае появления в цилиндрах стуков, указывающих на попадание в них жидкого фреона или маслофреоновой смеси, всасы­вающий вентиль компрессора быстро закрыть. После прекращения стуков в цилиндрах снова медленно и осто­рожно открыть всасывающий вен­тиль. Постепенно открыть запорный вентиль на жидкостной линии после конденсатора (ресивера).

Установку вводят в действие, а затем переводят на автомати­ческий режим. При работе СКВ иллюминаторы в обслуживаемых помещениях должны быть закрыты, а решетки на дверях открыты. Дав­ление кипения фреона должно соот­ветствовать таким температурам, при которых исключается образова­ние снеговой «шубы» на поверх­ности воздухоохладителя, так как нарастающий иней повысил бы аэродинамическое сопротивление, за­труднил проход воздуха, ухудшил процесс теплопередачи. Из этого расчета температура кипения фреона to в воздухоохладителе должна быть не ниже О°С, что соответствует из­быточному давлению кипения 0,2 МПа для R12 и 0,4 МПа для R22. На дав­ления не ниже указанных настраи­вают РИД защиты холодильной установки. Из таких же соображе­ний ограничивают снижение темпе­ратуры рассола, подаваемого в воз­духоохладители СКВ. Если не уда­лось избежать образования снего­вой «шубы», иней удаляют времен­ным отключением подачи хладоносителя в воздухоохладитель при работающем вентиляторе. Учитывая то обстоятельство, что воздухо­охладитель работает при повышен­ном давлении кипения фреона, избы­точное давление конденсации Pk должно быть не менее 0,6 МПа для R12 и 1,0 МПа для R22. В этом слу­чае разность давлений по обе сто­роны ТРВ, от которой зависит его производительность, будет доста­точной. Давление Pk поддерживают уменьшением подачи охлаждающей воды в конденсатор.

Для определения приблизитель­ного значения температуры, обеспе­чивающей в жаркое время комфорт в жилых помещениях, можно исполь­зовать следующую рекомендован­ную зависимость между температу­рами наружного воздуха tнпр и по­мещения tпом

Например, при tнар= 34 °С в по­мещении достаточно поддерживать температуру 25 °С.

СКВ переводят в зимний режим при снижении температуры воздуха в жилых помещениях менее 20°С. Перед введением в работу паро­вого воздухонагревателя его следует прогреть в течение 15—20 мин, это выполняется с помощью клапана подачи пара в ВН при открытых кранах продувания на выходе из на­гревателя. Если СКВ оборудована водяными воздухонагревателями, следует произвести контрольный пуск теплоносителя во все части системы, включая доводочные воздухонагре­ватели, и убедиться в отсутствии подтеканий. При рассольном охлаж­дении воздухоохладителя необхо­димо слить рассол или пресную воду из системы, чтобы исключить замерзание в сильные морозы.Для перевода СКВ в зимний режим необходимо: подать теплоноситель в воздухо­нагреватели первого подогрева (ВН1); включить воздухонагреватели второго подогрева (ВН2, ВРД). На судах, где СКВ имеют ВРД, в ряде случаев сначала включают доводочные нагреватели. Это позво­ляет обитателям повышать темпе­ратуру воздуха в первую очередь в тех помещениях, для которых характерны относительно большие теплопотери; после проверки положения воз­душных заслонок и включения по­ложенных вытяжных систем венти­ляции включить вентилятор.

Читайте также:  Что такое эоп в приборе ночного видения

Далее СКВ переводят в авто­матический режим и включают увлажнительное устройство.

Вывод установки из рабочего режима осуществляют в обратной последовательности. После выклю­чения паровых воздухонагревате­лей во избежание замерзания кон­денсата в них следует открыть краны продувания, вывернуть проб­ки в нижней части конденсатоотводчиков и спустить конденсат.

Текущий осмотр основного обо­рудования СКВ производят каждый раз при смене вахт. В процессе эксплуатации системы ежедневно контролируют температуру и отно­сительную влажность воздуха на входе в кондиционер и на выходе из него, температуру воздуха, по­ступающего в помещения, и темпе­ратуры в помещениях. В процессе эксплуатации вентиляторов следует постоянно проверять температуру подшипников электродвигателя и периодически их смазывать. Раз в месяц следует удалять через спуск­ную пробку конденсат, скопившийся в кожухе вентилятора.

Повышенная вибрация и шум при работе вентилятора свидетель­ствуют о повреждении или износе подшипников, недостатке смазочного масла, плохой балансировке лопаст­ного колеса, ослаблении болтовых соединений вентилятора и т. п.

Не реже одного раза в год произ­водится профилактический ремонт вентилятора, во время которого его осматривают, ремонтируют и очи­щают рабочее колесо и улитку от грязи.

Обслуживание воздушных фильт­ров заключается в своевременной и тщательной их очистке. Значи­тельное загрязнение фильтров мо­жет привести к нарушению работы СКВ. Загрязнение воздушного фильтра показывает шкала спе­циального прибора — тягонапоромера.

При отсутствии возможности за­мерять сопротивление фильтра его загрязненность определяют визуаль­но при осмотре не реже одного раза в месяц. Если отсутствует повышен­ная запыленность, очистку произво­дят после 500 ч работы. На время очистки загрязненных ячеек в кор­пусе устанавливаются подготовлен­ные запасные фильтры. Фильтр из синтетического материала очищают струей пресной или морской воды с чистой стороны фильтра на запыленную. При значительном загряз­нении и замасливании фильтро­вальный материал промывают теп­лой водой температурой не более 40 °С с добавлением небольшого количества стирального порошка с последующим промыванием чистой водой. Перед установкой фильтр должен быть тщательно высушен. Кассеты следует укладывать в кор­пус в том же порядке, как они были установлены до очистки. При этом следует проверить наличие и со­стояние герметизирующих прокла­док, к которым прижимаются кас­сеты.

Очистку масляных фильтров на­чинают со встряхивания и посту­кивания по раме деревянным мо­лотком. Пыль с поверхности сеток сметают металлической щеткой и да­лее сетки промывают в 10%-ном горячем содовом растворе или, в крайнем случае, водой темпера­турой 70—80 °С. Затем сетки про­мывают теплой водой и просуши­вают. Для покрытия сеток маслом их по нескольку раз погружают в масляную ванну, после чего раз­вешивают в вертикальном положе­нии на 10—12 ч при температуре наружного воздуха для стекания излишка масла. В противном слу­чае масло может попасть на поверхность теплообменных агрегатов кон­диционера.

Уход за каютными воздухорас­пределителями состоит в периодиче­ской очистке их внутренних поверх­ностей, проверке легкости хода при­вода управления заслонками и сма­зывании привода.

Особенности эксплуатации меха­низмов, аппаратов и устройств каждой СКВ оговорены в фирмен­ных инструкциях.

Источник

Привет студент

Судовые системы кондиционирования

Общие сведения о системах кондиционирования воздуха. В процессе эксплуатации судна температура и давление воздуха в помещениях изменяются, он насыщается различными парами, газами, влагой, пылью. Чтобы обеспечить нормальные условия для работы и отдыха судового экипажа и пассажиров, в жилых и служебных помещениях судна необходимо поддерживать постоянным качественный состав (кондицию) воздуха.

Подачу свежего воздуха в помещения и удаление из них загрязненного на большинстве речных судов обеспечивают системы вентиляции. Однако температуру, влажность, чистоту, подвижность и давление воздуха в оптимальных пределах на судах наилучшим образом поддерживают системы кондиционирования воздуха (СКВ).

По назначению СКВ подразделяют на комфортные, регулирующие параметры воздуха в жилых помещениях судна, и технические, регулирующие параметры воздуха в служебных помещениях и грузовых отсеках. Содержание кислорода в воздушной среде судовых помещений изменяется незначительно и практически не влияет на самочувствие людей. Загрязнение же воздуха пылью и другими вредными веществами, а также изменение температуры воздуха оказывают неблагоприятное воздействие на человека. Проведенные исследования показывают, что границами комфортных зон в помещениях является воздух с относительной влажностью 40—60% при температуре 19—23 °С для зимних и 23—27 °С для летних условий.

В зависимости от способов обработки воздуха СКВ бывают централизованные, автономные и комбинированные. Централизованные СКВ обрабатывают воздух в центральной климатической станции, из которой он забирается вентиляторами и распределяется по соответствующим помещениям. Автономные СКВ обрабатывают воздух непосредственно в кондиционируемом помещении. Комбинированные СКВ обеспечивают первичную обработку воздуха в центральной климатической станции, а его окончательную доработку — в доводочных воздухораспределителях.

Читайте также:  Гладильный прибор в прачечной 7 букв

По числу воздухопроводов СКВ подразделяют на одно-, двухканальные и бесканальные (местные, автономные). В одноканальных СКВ весь воздух обрабатывается до заданных параметров и поступает в кондиционируемое помещение по одному каналу. Холодный и горячий воздух в двухканальных СКВ движется по двум воздухопроводам и перед подачей в каюты смешивается до заданных параметров. Бесканальные системы применяют в помещениях с местными или автономными кондиционерами. В зависимости от скорости движения воздуха в магистральных воздухопроводах СКВ подразделяют на низкоскоростные при скорости воздуха до 17 м/с, среднескоростные при скорости воздуха 17—22 м/с и высокоскоростные при скорости воздуха более 22 м/с.

Рис. 152. Схема одноканальной СКВ

Основное преимущество последних — меньшее сечение трубопроводов. По давлению воздуха за кондиционером различают СКВ низкого (до 0,001 МПа), среднего (0,001 — 0,0025 МПа) и высокого (более 0,0025 МПа) давления. Выбор типа СКВ определяется рядом требований, основными из которых являются экономичность, размеры, масса, удобство обслуживания системы.

Одноканальные СКВ

Принципиальная схема комбинированной одноканальной СКВ показана на рис. 152. Свежий воздух засасывается по трубопроводу 10 вентилятором 7 и нагнетается в центральный кондиционер 11. Окончательно до заданных параметров воздух обрабатывается в доводочных воздухораспределителях 4, в которые он попадает по трубопроводу 2. Загрязненный воздух, поступающий к вентилятору из кондиционируемых помещений по трубопроводу 9, обычно называют рециркуляционным.

В центральном кондиционере воздух очищается фильтром 8 от пыли, а затем (в зависимости от его параметров) охлаждается в воздухоохладителе 6 или подогревается в воздухонагревателе (калорифере) 3.

Для охлаждения воздуха кондиционеры обычно подключают к холодильным агрегатам непосредственного охлаждения (см. рис. 151, а). Змеевики труб воздухоохладителя центрального кондиционера типа «Бриз», например, в схеме автономного холодильного агрегата, работающего на хладоне 12, выполняют функции испарителя.

В кондиционерах воздух подогревается паровыми, водяными или электрическими калориферами. При нагревании относительная влажность воздуха уменьшается. Увлажнение воздуха достигается добавлением в него распыленной воды или пара. Для этого служит увлажнитель. Более широкое применение из-за простоты исполнения, надежности и эффективности получило увлажнение воздуха паром.

Рис. 153. Схема двухканальной СКВ

Паровой увлажнитель представляет собой заглушенную с одного конца трубу 5 (см. рис. 152) с отверстиями. На трубах воздухоохладителя при работе кондиционера оседают капельки воды. Поток воздуха захватывает их и уносит в каналы СКВ. Чрезмерное насыщение воздуха влагой нежелательно, так как она вызывает интенсивную коррозию воздухопроводов и приводит к выходу из строя доводочных воздухораспределителей. Поэтому кондиционеры оборудуют отделителями влаги (элиминаторами) 1 из гофрированных зигзагообразных пластин. Воздушный поток, проходя по извилистым каналам элиминатора, совершает многократный поворот, и капли влаги отбрасываются на поверхность гофрированных пластин. Задержанная влага стекает по пластинам в поддон, откуда периодически удаляется. На подводящих магистралях воздухоохладителя, калорифера и увлажнителя смонтированы соответственно клапаны 12, 14, 13, которые через специальные реле обеспечивают автоматическое регулирование температуры и влажности воздуха.

Воздухораспределители одноканальных систем по расположению могут быть настенными и подволочными (потолочными). По способу смешения воздухораспределители СКВ могут быть эжекционными и неэжекционными. Первые имеют сопловой аппарат, к которому подается охлажденный (подогретый) приточный воздух. В сопловом аппарате потенциальная энергия давления преобразуется в кинетическую энергию воздушной струи, которая вытекает из сопла с большой скоростью и вследствие создаваемого разрежения подсасывает воздух из помещения и обеспечивает эффективное смешение воздушных потоков.

Двухканальные СКВ

В последнее время на судах получают распространение двухканальные системы кондиционирования. Они проще в обслуживании, не имеют доводочных воздухораспределителей и обеспечивают регулирование параметров воздушной среды в широком диапазоне. В центральный кондиционер воздух засасывается вентилятором 8 (рис. 153) по трубопроводу 1. Вместе с потоком свежего воздуха в кондиционер по трубопроводу 2 поступает из помещений рециркуляционный воздух. В зависимости от режима работы воздух может подогреваться в калорифере 9, пар к которому поступает через регулировочный клапан 10, или охлаждаться в камере 7 холодильного агрегата. Количество хладона, поступающего в камеру, а следовательно, и температуру воздуха в ней регулируют клапаном 6. Подачу теплого и холодного воздуха, поступающего по трубопроводам 3 и 4, регулируют в смесителе 5 при помощи специальной заслонки. Положение ее изменяется автоматически по сигналам термореле в кондиционируемых помещениях.

Системы кондиционирования воздуха современных судов. Низкоскоростные одноканальные системы кондиционирования впервые были установлены на судах проекта 20 типов «Ленин» и «Советский Союз».

Новые пассажирские суда австрийской постройки проектов Ку 056 и Ку 040 типов «Антон Чехов» и «Максим Горький», оборудованы центральной одноканальной средне- и высокоскоростной системой кондиционирования с рециркуляцией воздуха. Система кондиционирования имеет: центральную холодильную станцию; два водогрейных котла; десять центральных кондиционеров (два из них, обслуживающих камбуз и бассейн, оборудованы только воздухоподогревателями); каютные и зональные воздухораспределители; средства автоматизации и воздухопроводы. Кают-компанию, камбуз, мастерские и центральный пульт управления обслуживает отдельный кондиционер, работающий только на наружном воздухе. Распределение воздуха по каютам и служебным помещениям осуществляют подволочные воздухораспределители. Температура горячей воды, поступающей к кондиционерам, в зависимости от температуры наружного воздуха поддерживается в пределах 30—90 °С пневматическим регулятором. Средства автоматизации обеспечивают: регулирование температуры приточного воздуха; открытие и закрытие заслонок на воздухопроводах наружного, рециркуляционного и отводимого (вытяжного) воздуха; дистанционное открытие и закрытие противопожарных заслонок; поддержание постоянного давления воздуха в нагнетательных трубопроводах.

Читайте также:  Регистрирующие приборы в медицине это

На пассажирских судах чехословацкой постройки проекта ОЛ-400 типа «В. Куйбышев» смонтирована центрально-местная высокоскоростная одноканальная система кондиционирования, включающая три хладоновых холодильных агрегата, паровой котел, девять центральных кондиционеров, каждый из которых обслуживает определенную группу помещений, каютные доводочные воздухораспределители, средства автоматизации и другое оборудование. Из кондиционируемых помещений воздух удаляется через специальные вытяжные шкафчики с помощью девяти вытяжных станций.

Одноканальной центрально-местной высоко- и низкоскоростной СКВ оборудованы и суда проекта 301 постройки ГДР типа «Владимир Ильич». Низкоскоростная СКВ обслуживает столовую и общественные помещения. Воздух из центральных кондиционеров по магистральным воздухопроводам поступает в каюты через доводочные эжекционные воздухораспределители, температуру воздуха в которых регулируют вручную.

Два кондиционера, один для обслуживания жилых и общественных помещений, другой — для камбуза, установлены на ледоколах финской постройки проекта 92-016 типа «Капитан Чечкин».


Рис. 154. Автономный кондиционер «Нептун 36»: а — вид со снятой крышкой; б — разрез

Системы кондиционирования действуют на грузовых теплоходах финской постройки проекта 613 типа «Балтийский-106», контейнеровозах постройки ГДР проекта 326 типа «Зелинга» и ряде других судов.

Автономные кондиционеры. На судах для кондиционирования воздуха в помещениях специального назначения (салонах, кинозалах, ресторанах) используют автономные кондиционеры (АК) Их подразделяют на местные и групповые. Первые обслуживают только одно помещение и являются бесканальными. Охлажденный или нагретый воздух выходит через решетки корпуса таких АК непосредственно в помещение без каких-либо воздухопроводов. Групповые АК имеют приемные и выпускные патрубки с воздухопроводами небольшой длины, подающими воздух в группу рядом расположенных помещений, обслуживаемых одним кондиционером. На речных судах наибольшее распространение получили автономные кондиционеры «Нептун 18, 36, 72, 125» хладопроизводительностью (количеством теплоты, отбираемой от помещений в час) соответственно 2,1; 4,18; 8,26 и 14,5 кВт. Первые три из них являются местными, кондиционер «Нептун 125» используют как групповой. На передней стенке кондиционера «Нептун 36» смонтированы решетки 3 (рис. 154) для входа рециркуляционного воздуха и пульт управления 2. По высоте кондиционер разделен на три секции: в нижней смонтированы горизонтальный кожухотрубный конденсатор 9 и герметичный поршневой компрессор 4 холодильного агрегата, в среднем — воздушный фильтр 8 и воздухоохладитель 7, в верхней — центробежный вентилятор 6 и электрический воздухоподогреватель 5.

Наружный воздух (НВ) при входе в кондиционер смешивается с рециркуляционным воздухом (РВ), проходящим через фильтр 8, и поступает в воздухоохладитель 7. Батареи воздухоохладителя в системе холодильного агрегата образуют испаритель. Через них с помощью компрессора 4 прокачивается хладон, при испарении которого и отбирается теплота от смеси НВ с РВ. В холодное время года холодильный агрегат выключают и воздух нагревается до требуемой температуры в воздухоподогревателе 5. Обработанный воздух подается вентилятором в помещение через решетки в крышке 1 кондиционера.

Основные правила обслуживания СКВ. При подготовке СКВ к пуску производят тщательный наружный осмотр вентиляторов, кондиционеров, трубопроводов и арматуры. Все клапаны, вентили и другие разобщительностопорные устройства на воздухопроводах перед пуском СКВ должны находиться в положении, строго соответствующем инструкции по обслуживанию. Основные операции по обслуживанию холодильного оборудования описаны выше. Во время работы вентиляторов, воздухонагревателей и увлажнителей следует систематически проверять герметичность соединений, периодически очищать приемные сетки и фильтры, регулярно смазывать подшипники вентиляторов, притирать клапаны арматуры, заменять при необходимости соответствующие прокладки и устранять обнаруженные потеки воды и пропуски воздуха в трубопроводах. Текущий осмотр основного оборудования СКВ производят каждый раз при смене вахт. В процессе эксплуатации системы ежедневно контролируют по приборам температуру и относительную влажность воздуха на входе в кондиционер, на выходе из него и в обслуживаемых помещениях.

При понижении температуры наружного воздуха до установленных пределов систему переводят на зимний режим работы, т. е. вводят в действие все воздухонагреватели центральных кондиционеров и увлажнительные устройства.

Не разрешается эксплуатировать СКВ в случаях появления свищей, разрывов труб рециркуляционного и обработанного воздуха, неисправных ограждениях и кожухах воздухопроводов. При включении в действие вентилятора нужно следить за тем, чтобы не было стуков и шума, нехарактерных для его нормальной работы. При обнаружении ненормальных стуков и увеличении вибрации останавливают вентилятор, выявляют причины возникновения дефектов и устраняют их. Порядок выполнения и подробный перечень работ по ТО систем установлен фирменными инструкциями и Правилами технической эксплуатации.

Используемая литература: «Судовые энергетические установки» В.А. Сизых

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ

Источник

Adblock
detector