Меню

Валидация схем полетов по приборам

«Руководство по обеспечению качества при разработке схем полетов Том 5 Валидация схем полетов по приборам Утверждено . »

Руководство по обеспечению

Утверждено Генеральным секретарем

и опубликовано с его санкции

Международная организация гражданской авиации

Опубликовано отдельными изданиями на русском, английском,

арабском, испанском, китайском и французском языках

МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.

999 University Street, Montral, Quebec, Canada H3C 5H7 Информация о порядке оформления заказов и полный список агентов по продаже и книготорговых фирм размещены на вебсайте ИКАО www.icao.int Издание первое, 2012 г.

Doc 9906 ИКАО. Руководство по обеспечению качества при разработке схем полетов Том 5. Валидация схем полетов по приборам Номер заказа: 9906-5 ISBN 978-92-9249-165-9 © ИКАО 2012 Все права защищены. Никакая часть данного издания не может воспроизводиться, храниться в системе поиска или передаваться ни в какой форме и никакими средствами без предварительного письменного разрешения Международной организации гражданской авиации.

ПОПРАВКИ

Об издании поправок сообщается в дополнениях к Каталогу изданий ИКАО; Каталог и дополнения к нему имеются на вебсайте ИКАО www.icao.int. Ниже приводится форма для регистрации поправок.

РЕГИСТРАЦИЯ ПОПРАВОК И ИСПРАВЛЕНИЙ

ПОПРАВКИ ИСПРАВЛЕНИЯ

№ Дата Кем внесено № Дата Кем внесено (iii)

ВСТУПЛЕНИЕ

Схемы полетов по приборам, основанные на использовании традиционных наземных навигационных средств, всегда требовали высокого уровня контроля качества. Однако с внедрением зональной навигации и связанных с ней бортовых навигационных систем даже незначительные ошибки в навигационных данных могут привести к катастрофическим результатам. Существенные изменения в требованиях к качеству данных (точность, разрешающая способность и целостность) привели к необходимости применять комплексный процесс обеспечения качества (зачастую в рамках государственной системы управления безопасностью полетов). К данному руководству имеют отношение положения главы 4 «Обеспечение качества» раздела 2 части 1 тома II Правил аэронавигационного обслуживания «Производство полетов воздушных судов» (PANSOPS, Doc 8168), которые требуют от государств принимать меры по «контролю» качества процессов, связанных с разработкой схем полетов по приборам. Настоящее руководство предназначено предоставить инструктивные указания, касающиеся выполнения этих требований. Как указано ниже, во всех шести томах настоящего руководства рассматриваются ключевые аспекты, связанные с достижением, поддержанием и постоянным повышением качества разработки схем полетов и проведением их летной валидации (FV). Менеджмент качества данных, подготовка разработчиков схем полетов и валидация программных средств являются составными элементами системы обеспечения качества.

Том 1 «Система обеспечения качества при разработке схем полетов» содержит руководящие указания по обеспечению качества различных элементов процесса разработки схем полетов, таких как полетная документация, методы верификации и валидации, а также основные принципы получения/обработки исходной информации/исходных данных. В нем также приводится блок-схема общего процесса разработки и внедрения схем полетов.

Том 2 «Подготовка проектировщиков схем полетов (Разработка программы подготовки проектировщиков схем полетов)» содержит руководящие указания по организации обучения проектировщиков схем полетов. Подготовка персонала является отправной точкой для любой программы обеспечения качества.

Данный том содержит рекомендации по составлению программы подготовки.

Том 3 «Валидация программных средств при разработке схем полетов» содержит руководящие указания по валидации (не сертификации) средств, в частности критериев, используемых при построении схем полетов.

Том 4 «Построение схем полетов» (подлежит разработке).

Том 5 «Валидация схем полетов по приборам» содержит руководящие указания по проведению валидации схем полетов по приборам, включая оценку безопасности и пригодности схем для производства полетов, а также точности построения схем.

Том 6 «Подготовка и аттестация пилотов для проведения летной валидации (Разработка программы подготовки пилотов для проведения летной валидации)» содержит руководящие указания по организации подготовки пилотов для проведения летной валидации схем полетов. Подготовка персонала является отправной точкой для любой программы обеспечения качества. Данный том содержит рекомендации по разработке программы подготовки.

Примечание. В тех случаях, когда в отдельных томах упоминается термин «руководство» без дополнительного уточнения, имеется в виду данный том Руководства по обеспечению качества при разработке схем полетов.

Глава 1. Процесс валидации

1.1 Необходимость валидации

1.3 Отчет и документация о результатах валидации

1.4 Описание процесса валидации

1.5 Подготовка к валидации

Глава 2. Поэтапное описание элементов процесса валидации

Читайте также:  Подсветка приборов лифан х60 панель

2.1 Этап 1. Проведение независимого рассмотрения проекта IFP

2.2 Этап 2. Проведение предполетной валидации

2.3 Этап 3. Проведение оценки на тренажере

2.4 Этап 4. Проведение летной оценки

2.5 Этап 5. Подготовка отчета о результатах валидации

Добавление A. Оценка препятствий

Добавление B. Аспекты человеческого фактора

Добавление C. Образцы форм для проведения валидации: воздушные суда с неподвижным крылом

ВМУ визуальные метеорологические условия ИКАО Международная организация гражданской авиации ОВД обслуживание воздушного движения ППП правила полетов по приборам САИ служба аэронавигационной информации СЭП стандартные эксплуатационные правила AIP сборник аэронавигационной информации ALS система огней приближения CF курс до контрольной точки CRC контроль с использованием циклического избыточного кода DME дальномерное оборудование FAS конечный участок захода на посадку FMS система управления полетом FPA угол траектории полета FPAP точка выставления направления траектории полета FPD проект схемы полетов FTP точка фиктивного порога ВПП FV летная валидация FVP пилот для проведения летной валидации GNSS глобальная навигационная спутниковая система GV наземная валидация HA ожидание/полет по схеме «ипподром» до абсолютной высоты HDOP снижение точности измерений в горизонтальной плоскости HF ожидание/полет по схеме «ипподром» до контрольной точки HM ожидание/полет по схеме «ипподром» до завершения режима вручную HPL уровень защиты в горизонтальной плоскости HRP контрольная точка вертодрома ICA зона начального набора высоты IFP схема полетов по приборам LNAV боковая навигация LTP точка посадочного порога ВПП MOC минимальный запас высоты над препятствиями NAVAID навигационное средство PBN навигация, основанная на характеристиках PDOP снижение точности определения местоположения PinS точка в пространстве (или заход на посадку до точки в пространстве) PV предполетная валидация RAIM автономный контроль целостности в приемнике RFI радиочастотные помехи RNAV зональная навигация RNP требуемые навигационные характеристики SBAS спутниковая система функционального дополнения SKA навыки, знания и установки

TAWS система предупреждения об опасности сближения с землей VASIS система визуальной индикации глиссады VDOP снижение точности измерений в вертикальной плоскости VNAV вертикальная навигация VPL уровень защиты в вертикальной плоскости _____________________

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Валидация. Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного предполагаемого использования или применения, выполнены. Данная деятельность включает наземную и летную валидацию.

Верификация. Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования выполнены.

Летная проверка. Полет соответствующим образом оборудованного воздушного судна с целью калибровки наземных NAVAIDS или контроля/оценки характеристик глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS).

Пилот для проведения летной валидации. Лицо, осуществляющее летную валидацию, которое удовлетворяет квалификационным требованиям, установленным государством.

Препятствие. Все неподвижные (временные или постоянные) и подвижные объекты или части их, которые:

a) размещены в зоне, предназначенной для наземного движения воздушных судов; или

b) возвышаются над установленной поверхностью, предназначенной для защиты воздушных судов в полете; или

c) находятся вне таких установленных поверхностей и по результатам оценки представляют опасность для аэронавигации.

Пригодность для производства полетов. Способность удерживать воздушное судно в пределах заранее установленных допустимых отклонений от намеченной линии пути полета в боковой и вертикальной плоскостях.

Процедура (схема) полетов по приборам. Описание ряда заранее определенных маневров в полете, выполняемых по пилотажным приборам, которое публикуется в электронном и/или печатном виде.

Процесс разработки схемы полетов по приборам. Всеобъемлющий процесс от момента получения данных до публикации схемы полетов по приборам.

Разработчик схем полетов. Лицо, отвечающее за построение схем полетов, которое удовлетворяет квалификационным требованиям, установленным государством.

Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации Приложение 4. Аэронавигационные карты Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов Часть I. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты Часть II. Международная авиация общего назначения. Самолеты Часть III. Международные полеты. Вертолеты Приложение 10. Авиационная электросвязь Том I. Радионавигационные средства Том II. Правила связи, включая правила, имеющие статус PANS Том III. Системы связи Том IV. Системы наблюдения и предупреждения столкновений Том V. Использование авиационного радиочастотного спектра Приложение 14. Аэродромы Том I. Проектирование и эксплуатация аэродромов Том II. Вертодромы Приложение 15. Службы аэронавигационной информации Правила аэронавигационного обслуживания OPS. Производство полетов воздушных судов (Doc 8168) Том I. Правила производства полетов Том II. Построение схем визуальных полетов и полетов по приборам Руководства Руководство по испытаниям радионавигационных средств (Doc 8071) Том I. Испытания наземных радионавигационных систем Том II. Испытания спутниковых радионавигационных систем Руководство по обеспечению качества при разработке схем полетов (Doc 9906) Том 1. Система обеспечения качества при разработке схем полетов Том 2. Подготовка проектировщиков схем полетов (Разработка программы подготовки проектировщиков схем полетов) Том 3. Валидация программных средств при разработке схем полетов Том 4. Построение схем полетов (подлежит разработке)

Читайте также:  Прибор для измерения расстояния в воде

Том 5. Валидация схем полетов по приборам Том 6. Подготовка и аттестация пилотов для проведения летной валидации (Разработка программы подготовки пилотов для проведения летной валидации) Руководство по построению схем на основе санкционированных требуемых навигационных характеристик (Doc 9905) _____________________

ПРЕДИСЛОВИЕ

Схемы полетов по приборам являются неотъемлемым компонентом структуры воздушного пространства. Тысячи воздушных судов используют схемы вылета, прибытия или захода на посадку по приборам в аэропортах всего мира. В этой связи важное значение имеют аспекты безопасности и эффективности использования этих схем, а их разработка должна контролироваться в рамках системы обеспечения качества.

Цель проведения валидации заключается в обеспечении безопасности полетов, точности и целостности данных путем качественной оценки построенной схемы полетов по приборам, в том числе данных о препятствиях, рельефе местности и навигационных данных, и получении заключения о пригодности схемы для производства полетов, подтверждающего соответствие всех ее публикаций надлежащему стандарту. Процесс валидации распространяется на схемы полетов по приборам воздушных судов с неподвижным крылом и вертолетов.

Настоящий том содержит подробное описание процесса валидации схем полетов по приборам.

Процесс валидации подразделяется на наземную валидацию и летную валидацию. Том 6 документа Doc 9906 содержит рекомендуемые квалификационные критерии и инструктивный материал, касающиеся навыков, знаний и установок (SKA), являющихся предметом подготовки и аттестации пилотов для проведения летной апробации, и должен рассматриваться как дополняющий настоящий том.

Термины «летная валидация» и «летная проверка» часто неправильно считаются одинаковыми понятиями.

В действительности, летная валидация и летная инспекция являются различными видами деятельности, которые в зависимости от обстоятельств могут или не могут осуществляться одной организацией:

a) Летная валидация не касается характеристик навигационного средства или системы, которые могут повлиять на пригодность схемы для опубликования, как это рассматривается в главе 4 «Обеспечение качества» раздела 2 части I тома II PANS-OPS.

b) Летная проверка проводится с целью подтверждения способности навигационных средств/систем, на которых основана схема, предоставлять навигационное обслуживание при использовании схемы в соответствии со стандартами Приложения 10 и инструктивным материалом, содержащимся в документе Doc 8071. Персонал, занимающийся летными проверками, должен проходить подготовку и аттестацию в соответствии с томом I документа Doc 8071.

Организация, разрабатывающая схемы полетов, может не обладать необходимой экспертизой для установления того, требуется ли проведение летной валидации и/или летной проверки в конкретных случаях. По этой причине государству рекомендуется предусмотреть, чтобы процесс разработки схем полетов включал оценку соответствующих аспектов организациями, занимающимися летной валидацией и/или летной проверкой.

Государство несет ответственность за эффективность использования схемы в целом, а также за ее качество и пригодность для опубликования.

Глава 4 «Обеспечение качества» раздела 2 части I тома II PANS-OPS предписывает государству разработать и опубликовать политику, определяющую минимальные квалификационные критерии отбора и подготовки пилотов для проведения летной валидации, в том числе пилотов для проведения летных проверок, которые осуществляют летную валидацию схем полетов по приборам. Эта политика включает также стандарты требуемого уровня квалификации пилотов для проведения летной валидации.

(xv) (xvi) Руководство по обеспечению качества при разработке схем полетов. Том 5 Командир воздушного судна несет ответственность за безопасное выполнение полета в соответствии с действующими государственными правилами; однако, учитывая характер требований к летной валидации, предполагается, что для проведения надлежащей валидации публикуемых схем государство должно временно приостанавливать действие некоторых правил, касающихся выдерживания абсолютной высоты и местоположения воздушного судна.

Читайте также:  Бытовые приборы основы грамоты предшкола

Внедрение схем является обязанностью Договаривающихся государств, и это означает, что полномочные органы государства несут всю полноту ответственности за опубликованные схемы, используемые на их территории. Процесс валидации может осуществляться самими государствами или делегироваться государствами третьим сторонам (поставщикам ОВД, частным компаниям, другим государствам и пр.). Документ Doc 8168 обязывает государства принимать меры по проведению валидации схем полетов по приборам до их опубликования в целях гарантии качества и безопасности планируемого использования построенной схемы. Во всех случаях, включая случаи привлечения третьих сторон на каком-либо этапе процесса валидации, государства несут конечную ответственность за схемы, публикуемые в их национальных сборниках аэронавигационной информации (AIP). Настоящее руководство подготовлено с целью предоставления Договаривающимся государствам инструктивного материала по внедрению процесса валидации, призванного гарантировать качество публикуемых ими схем полетов. В руководстве предлагается подход, который не считается единственным, к внедрению процесса валидации. Такая гибкость предусмотрена с целью учета и выполнения местных требований. Материал настоящего руководства может представлять интерес для любых лиц или организаций, занимающихся вопросами валидации.

ПРОЦЕСС ВАЛИДАЦИИ

1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ВАЛИДАЦИИ

1.1.1 Цель валидации заключается в проведении качественной оценки проекта схемы полетов, в том числе данных о препятствиях, рельефе местности и навигационных данных, а также получении заключения о пригодности схемы для производства полетов.

1.1.2 Валидация является заключительным этапом обеспечения качества процесса разработки схем полетов по приборам (IFP) и играет важную роль для выпуска проектной документации схемы в качестве части комплексного пакета аэронавигационной информации.

1.2 ПРОЦЕСС ВАЛИДАЦИИ 1.2.1 Полный процесс валидации включает наземную валидацию и летную валидацию.

1.2.2 Наземная валидация должна проводиться во всех случаях. Она включает последовательное рассмотрение этапов работ и расчетов, связанных с построением схемы, а также оценку влияния схемы на производство полетов. Она должна проводиться лицами, прошедшими подготовку в области разработки схем полетов и обладающими соответствующими знаниями вопросов летной валидации.

1.2.3 Наземная валидация включает независимое рассмотрение проекта схемы полетов по приборам и его предполетную валидацию. Летная валидация включает оценку схемы на пилотажном тренажере и оценку при выполнении полета на воздушном судне. Блок-схема необходимых этапов процесса валидации приведена на рис. 1-1. Валидация IFP должна осуществляться в качестве части процесса построения первоначальной IFP и разработки любой поправки к существующей IFP.

1.2.4 Если государство может проверить в ходе наземной валидации точность и полноту всех данных о препятствиях и навигационных данных, которые использовались при построении схемы, а также любые другие факторы, которые обычно рассматриваются в процессе летной валидации, то летную валидацию можно не проводить.

1.2.5 Летная валидация является необходимой при следующих условиях:

a) пригодность схемы для производства полетов невозможно определить другими способами;

b) схема требует принятия мер по минимизации последствий отклонений от расчетных критериев;

c) точность и/или целостность данных о препятствиях и рельефе местности невозможно определить другими способами;

d) новые схемы значительно отличаются от существующих схем; и

1.3 ОТЧЕТ И ДОКУМЕНТАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ВАЛИДАЦИИ

1.3.1 На государство возлагается обязанность определить минимальное содержание документации и политику ее хранения. В качестве части проектной документации, касающейся схемы полетов, в конце процесса построения схемы должен быть составлен отчет о результатах ее валидации, включая отчеты по отдельным этапам выполненных работ. Предлагаемые минимальные сведения должны включать фамилии и подписи экспертов, проводящих валидацию (разработчик схем полетов и/или проводящий летную валидацию пилот), дату, выполненные работы, тип тренажера или воздушного судна, любые выводы и замечания пилота, проводящего летную валидацию, а также рекомендации эксплуатационного характера. В случае проведения летной валидации в отчет необходимо включить файл распечатанных графических и/или электронных данных, которые дают представление о линии пути выполненного полета. Такой файл должен указывать контрольные точки схемы, максимальную и минимальную абсолютную высоту, путевую скорость, вертикальную скорость и градиент набора высоты, а также давать сравнение фактической линии пути выполненного полета с желаемой линией пути по схеме полетов по приборам.

Источник

Adblock
detector